Отличие неэмпиричных сведений науки от мистификации опыта духовной связи с Богом.
Рассмотрев в формах механического и химического низшие формы объективного, в которых понятие существует "в себе", он затем анализирует понятие цели и его роль в движении от субъективного к объективному, в их опосредовании. Цель первоначально выступает как влечение, будучи сначала чисто субъективной целью. Ей противостоит объективность. Снятие этой противоположности возможно лишь путем реализации цели. Но эта реализация требует определенных средств, с помощью которых цель объективизируется. Эти средства существуют в самой объективности, т.е. в объективном мире. "Хитрость" разума, говорит Гегель, в том и заключается, что он "вдвигает" между собой и объектом другой объект (средство, орудие) и заставляет его работать на себя. "В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой".
Таким образом, реализация цели есть деятельность, которая выполняет двойную функцию: эта деятельность снимает субъективный характер цели, поскольку цель осуществляется, объективизируется вовне, и она, с другой стороны, преодолевает внешний, чуждый характер объекта, так как подчиняет его субъекту, субъективизирует его. В итоге цель "смыкает себя через некоторое средство с объективностью".
...Ленин справедливо усматривает в этих рассуждениях подход к пониманию того, что путь к объективной истине лежит через практику, через практическую, целесообразную деятельность человека.
М. Розенталь. "Наука логики" Гегеля и марксистская наука логики