В защиту гносеологической реальности истин, своеобразие содержания которой сводится к относительности и внутреннему противоречию в каждой из них, что рушит самое основание радикального релятивизма.
С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму.
...Вместе с тем нам уже не могут больше внушать почтение такие непреодолимые для старой, но всё ещё весьма распространённой метафизики противоположности, как противоположности истины и заблуждения, добра и зла, тождества и различия, необходимости и случайности. Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение: то, что ныне признаётся истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной; то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость, и т. д.
Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Отчаяние, приведшее к утверждению, что наше познание лишь субъективное познание и что никакое другое познание нам не доступно, есть болезнь нашего времени.
Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики
Если люди утверждают, что нельзя познать истину, то это злейшая клевета. Люди сами не знают при этом, что они говорят. Знай они это, они заслуживали бы того, чтобы истина была отнята у них.
Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа
Истина, говорит Гегель, это процесс развития. Истина, кроме того, есть еще и нечто целое. Ни одна из сторон истины, взятая сама по себе, не может претендовать на истинность. Только совокупность всех сторон и элементов дает истину. Гегель это формулирует так: "Истина есть целое. Но целое есть только сущность, завершающееся через развитие". Точно также и результат развития не может претендовать на то, чтобы быть целым: "Не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением".
М. Розенталь. "Наука логики" Гегеля и марксистская наука логики